Президенту Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Матвиенко Валентине Ивановне
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Нарышкину Сергею Евгеньевичу
Копия: ООН, Совет Европы
Резолюция пикета
01 декабря 2012 года в столицах республик Башкортостан – Уфе и Татарстан – Казани состоялся синхронный пикет в защиту государственных языков титульных коренных народов, на котором принята следующая резолюция.
Согласно Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и языка, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статьи 19, 26). Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68). Вторым государственным языком в республиках является язык коренного титульного народа, который равноправен с русским языком.
Образование в Российской Федерации имеет общее и профессиональное этапы.
Ряд последних актов законодательной власти Российской Федерации – законов, а также их проектов ограничивают права граждан нерусских национальностей на получение общего образования на государственном титульном языке республики и лишают такого права на этапе профессионального обучения. На этапе профессионального обучения нерусские языки, как языки обучения, не предусмотрены законами, а также их проектами.
При этом согласно Федеральному закону от 01 июня 2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях предусмотрено на русском языке (статья 5).
Тем самым граждане, принадлежащие к нерусским коренным народам, дискриминируются относительно граждан русской национальности в праве на получение образования на родном языке.
В 1965 году Организация объединенных наций приняла Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Конвенция относит к расовой дискриминации любое ограничение или предпочтение, основанное на признаках национального или этнического происхождения.
Согласно Конвенции государства-участники обязуются обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия национального или этнического происхождения, в том числе в отношении осуществления права на образование.
В 1966 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию.
Несмотря на это российское государство нарушает права граждан башкирской, татарской и других нерусских национальностей, проживающих в 21 национальной республике, на осуществление права на образование на родном языке.
Эти республики охарактеризованы в Конституции Российской Федерации как «государства» (часть 2 статьи 5), их статус определен Конституцией Российской Федерации и своими конституциями (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66).
По смыслу Конституции Российской Федерации государственный русский язык и государственные языки, установленные республиками, равноправны на территориях республик. Конституциями республик закреплено равноправие государственных языков, вторым из которых является язык титульного коренного народа республики. Из равноправия государственных языков следует, что если русский язык обязателен к изучению, то и второй государственный язык республик обязателен к изучению на территориях республик.
На волне демократических перемен 90-х годов прошлого века был принят Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», который отвечал запросу многонационального народа на образование на родном языке.
После принятия закона в ряде республик была успешно выстроена система обучения второму государственному языку и другим региональным дисциплинам, на новом государственном образовательном стандарте выросло новое поколение граждан.
Согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации государство-участник обязуется не поощрять, не защищать и не поддерживать расовую дискриминацию, оно должно принимать эффективные меры для исправления и отмены любых законов, ведущих к расовой дискриминации.
Вместо этого 01 декабря 2007 года Российская Федерация приняла Федеральный закон №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», которым перечеркнуты демократические завоевания нерусских коренных народов в части получения образования на родном языке.
09 февраля 2007 года Российская Федерация приняла Федеральный закон от №17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена», в котором исключена возможность сдачи Единого Государственного Экзамена на родных языках нерусских коренных народов Российской Федерации.
17 октября 2012 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации», в котором отменяется обязательность изучения второго государственного языка в национальных республиках, этот вопрос оставлен на усмотрение родителей.
Тем самым, второй государственный язык дискриминирован дважды: как ограниченный в качестве языка получения образования и как необязательный к изучению в качестве предмета.
В условиях тотального господства русского языка, на протяжении многих лет перед принятием Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» преподносившегося как безальтернативного многонациональному народу Российской Федерации, отмена обязательности изучения второго государственного языка лишает востребованности языки граждан нерусской национальностей и создает предпосылки для утраты этих языков.
Противники нерусских языков объявили для усиления своей позиций также о возможном внесении поправок о добровольном изучении национальных языков в Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации».
В довершение ко всему, 27 сентября 2012 года рабочая группа Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям обнародовала проект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, который направлен на создание сверху некой «российской» нации, в составе которой должен раствориться многонациональный народ Российской Федерации. Проект провозгласил идею «сохранения русской культурной доминанты», носителями которой якобы являются все народы Российской Федерации.
В 2007 году Организация объединенных наций приняла Декларацию о правах коренных народов.
После принятия Декларации Комитет по ликвидации расовой дискриминации заявил, что дискриминация в отношении коренных народов также признается расовой дискриминацией. По мнению Комитета, принцип недискриминации является средством защиты культурной самобытности и языка коренных народов, обеспечения их экономического и социального развития, эффективного участия в управлении государством, права на земли, территории и ресурсы.
Согласно преамбуле Декларация признает «насущную необходимость уважать и поощрять права коренных народов, закрепленные в договорах, соглашениях и других конструктивных договоренностях с государствами».
Участники пикета полагают, что нарушение прав коренных башкирского, татарского и других нерусских коренных народов на государственный статус их родных языков является дискриминацией по признаку нерусского национального происхождения; попытки узаконить предпочтение русского языка на территории их республик, являются противоправными.
Нарушением прав коренных народов следует признать также то, что национально-региональный компонент по изучению географии, растительного мира, истории, литературного чтения, животного мира, фольклора своего народа и своего края, предусмотренный в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», исключен в законопроекте № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации». Тем самым, нерусские коренные народы поставлены в неравное положение с господствующей русской нацией в возможностях возрождения, развития и передачи будущим поколениям своей истории, литературы, культурных традиций и обычаев.
Указанные законы и законопроект, направленные на изменение (ликвидацию) Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», являются инволюционными по отношению к достигнутому и закрепленному в конституциях России и республик уровня защиты прав коренных народов.
Граждане башкирской, татарской и других национальностей, отраженных в названиях республик, являются представителями нерусских коренных народов Российской Федерации, подпадающих под защиту Декларации ООН о правах коренных народов.
Российское государство отказывает в ратификации Декларации по настоящее время, однако это не препятствует обращению нерусских коренных народов с жалобой на расовую дискриминацию на основании заявления Комитета по ликвидации расовой дискриминации.
Федеральные законы от 01 декабря 2007 года №309-ФЗ, от 09 февраля 2007 года №17-ФЗ, законопроект № 121965-6 нарушают конституции республик и Российской Федерации, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларацию ООН о правах коренных народов.
В 1966 году Российская Федерация ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1991 году признала компетенцию Комитета по ликвидации расовой дискриминации, учрежденного для рассмотрения жалоб граждан и их групп, что предоставляет право представителям нерусских коренных народов обратиться с жалобой о расовой дискриминации.
Жалоба в Комитет по ликвидации расовой дискриминации должна обладать критерием приемлемости. Приемлемость жалобы предполагает изложение мер, которые были приняты заявителями с целью исчерпания средств правовой защиты, имеющихся в государстве, т.е. мер, которые были приняты в национальных судах и органах власти.
В Российской Федерации нет эффективных средств защиты, которые позволили бы заявителям обратиться в национальные суды в случае, если издаются федеральные законы, ведущие к расовой дискриминации, или их проекты. Федеральные законы не подлежат обжалованию гражданами и их объединениями, физическими и юридическими лицами.
В связи с чем, участники пикета, среди которых предполагаемые заявители в Комитет по ликвидации расовой дискриминации, реализуют единственное доступное средство в целях исчерпания средств национальной правовой защиты, обращаясь к органам государственной власти в лице Президента, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации со следующими требованиями:
1. Предупредить принятие закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации», в части, ведущей к расовой дискриминации.
За основу законопроекта принять Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» в первоначальной редакции.
2. Принять меры для отзыва Федерального закона от 01 декабря 2007 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
3. Принять меры для изменения Федерального закона от 09 февраля 2007 года от №17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена», в части, исключающей возможность сдачи Единого Государственного Экзамена на родных языках нерусских коренных народов Российской Федерации.
Председатель Татарского патриотического фронта "Алтын Урда" ("Золотая Орда"): Данис Сафаргали, Татарстан, Казань.
Председатель ассоциация «Татарские учителя»: Фарит Рахимов, Украина, Киев.
Правозащитник, учредитель и редактор газеты «Гражданское достоинство - свободный выбор» (Республика Башкортостан): Ильдар Хасанов.
Председатель Шуры Аксакалов (Совета старейшин): Габделбарый Зиннуров, Набережные Челны.
Председатель камского отделения СТМ "Азатлык": Ильмир Салих. Председатель Милли Шура (Национальный Совет): Азат Аглиулин, Набережные Челны.
Председатель Набережночелнинского отделения ТОЦ: Рафис Кашапов, Набережные Челны.
И.О. председатель ВТОЦ имени Марата Мулюкова: Фарит Закиев, Казань, Татарстан.
Общественно-политические организации Российской Федерации могут поддержать резолюцию написав письмо на почту:
tatar_center@yahoo.comВ республиках Поволжья прошли пикеты в защиту национальных языков
http://tatar-centr.blogspot.ru/2012/12/blog-post.html