Самки оленей не признают своё потомство лишь по одним голосам, хотя сами детёныши могут узнать свою маму по издаваемым ею звукам. Об этом сообщила группа швейцарских исследователей во главе с Аланом Макэллиготтом (Alan G. McElligott) из зоологического института университета Цюриха (UZH).
Записывая и воспроизводя голоса оленей, учёные выяснили, что взрослые самки издают отличительные звуки, по которым детёныши могут выделить маму среди других матерей, тогда как голоса самих малышей индивидуальных признаков не имеют.
В течение первых двух-трёх недель жизни новорождённые олени не умеют ходить и поэтому тихо лежат в укромных местах, где их спрятала мама. Матери, в свою очередь, проводят большую часть времени вдалеке от этих потайных мест, но часто возвращаются, чтобы покормить и понянчить потомство.
Чтобы найти именно своих детёнышей, самки, приближаясь к месту, где скрываются малыши, издаёт особые звуки, по которым малыши её опознают, показываются из убежища и отзываются. Затем мать обнюхивает потомство, чтобы окончательно убедиться, что оно действительно её.
Исследователи полагают, что такая односторонняя "система коммуникации" швейцарских оленей является частью стратегии выживания, объясняющейся именно тем, что детёныши в течение многих недель после рождения либо не ходят вообще, либо делают это крайне неловко.
В то же время у северных оленей потомство становится "мобильным" почти сразу после рождения — детёныши всюду ходят вместе с матерями, и мудрёная система "голосовой идентификации" швейцарских сородичей им не нужна.