Параметры выбора цифровой видеокамеры
Объективные параметры:
Количество пикселей у ПЗС (CCD)
Споры по оценке важности этого параметра вечны, поэтому постараемся все-таки сделать вполне определенные выводы: Количество пикселей, необходимых именно для фиксации изображения зависит ТОЛЬКО от системы телевидения и составляет для PAL ~ 415 000, для NTSC ~350 000. Если в параметрах видеокамеры указывается приблизительно в 2 раза большее число пикселей, то это вполне определенно указывает лишь на то, что тип стабилизатора изображения в камере - электронный, но НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ такое большое количество пикселей в ПЗС к качеству видеосъемки не имеет. Если количество пикселей более 1 000 000, то это означает: Камера в подавляющем большинстве случаев имеет электронный стабилизатор Камера позволяет делать фотоснимки с разрешением, определяемым именно количеством пикселей в ПЗС, а не системой телевидения и сохранять такие снимки на сменную карту памяти (Memory Stick, SD, MultiMediaCard и т.п.) Если указывается количество пикселей, равное необходимому для фиксации изображения (см. выше) то это указывает на то, что камера имеет оптический стабилизатор и наоборот, наличие оптического стабилизатора подразумевает в идеальном случае именно такое количество пикселей. Выводы достаточно просты - если съемка как можно более качественных фотоснимков не входит в список основных задач, следует обращать внимание только на тип стабилизатора и не обращать внимания на количество элементов ПЗС. При наличии оптического стабилизатора идеальным случаем следует считать матрицу с 415 000 пикселей, но такие камеры, начиная с 2003 года выпускаются только в полупрофессиональных вариантах со стоимостью от $2400.
Количество ПЗС
Пожалуй, это тот параметр, при одном взгляде на который до 2003 года сразу становился понятным класс видеокамеры. Именно по количеству ПЗС видно, к какой ценовой нише относится аппарат. Не бывает видеокамер с 1 ПЗС стоимостью выше $2000 - такой стоимостью могут обладать только видеокамеры с тремя ПЗС. В чем же такая существенная разница между камерами с 1 и 3 ПЗС? Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС с светофильтрами на каждом элементе матрицы и цветное изображение получается методами эмпирическими (сама же ПЗС матрица, конечно, всегда черно-белая), т.е. анализом групп пикселей и выведением цветов на основании такого анализа. Вследствие этого и реальное разрешение у 1 ПЗС камер будет несколько хуже, чем 3 ПЗС видеокамер. Правда, следует учесть, что некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB фильтры, эмулирующие 3 ПЗС на одном ПЗС, что приводит к уменьшению различий в цветопередаче у камер с RGB фильтром и 3 ПЗС камерами. У 3 ПЗС камер с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основных цвета и каждый цвет передается на свою ПЗС матрицу. Понятно, что в камерах с тремя ПЗС до 2003 года всегда использовался оптический стабилизатор и исключение, лишь подтверждающее правило - камера Panasonic DX100 (снята в 2000 году с производства). Начиная с 2003 года, когда многие из традиционных критериев оценки видеокамер потеряли смысл, сам по себе факт наличия 3 ПЗС у камеры отнюдь не означает высокого качества съемки и наличие оптического стабилизатора тоже не подразумевается автоматически. Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном и далеко не самом лучшем телевизоре, камера с 1 ПЗС практически неотличима по цветопередаче от камер с 3 ПЗС. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей и/или просмотре результата на хороших телевизорах/мониторах с S-Video входом разница заметна и также заметна она при просмотре и/или печати снимков, сделанных на камерах с 1 ПЗС и 3 ПЗС.
Тип развертки
Как известно, некоторые видеокамеры имеют возможность снимать с прогрессивной разверткой. Насколько важно учитывать возможность подобной съемки при выборе видеокамеры? Строго говоря, возможность снимать с прогрессивной разверткой на той же скорости, что и обычная съемка, имеют только некоторые камеры Canon и JVC. Камеры других фирм либо снимают со скоростью только 15 кадров в секунду, либо не имеют такой возможности совсем. Само по себе наличие прогрессивной развертки, безусловно, добавляет привлекательности камере, но надо понимать, что эта возможность нужна только в случае необходимости печати фотографий с видео, создания фотоальбомов на CD-ROM и т.п. Несмотря на то, что съемка с прогрессивной разверткой возможна на скорости 25 кадров/секунду, эта скорость все-таки в два раза меньше обычной - 50 полей в секунду и плавность движения камеры относительно объектов съемки теряется при прогрессивной развертке. Поэтому стоит использовать прогрессивную развертку для съемки только тех моментов, с кадров которых потом могут быть изготовлены фотографии. Если такая задача стоит перед оператором, то есть прямой смысл приобретать камеру с прогрессивной разверткой.
Чувствительность
Этот параметр обычно всегда указывается в числе прочих характеристик видеокамеры и обычно бывает в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Существует широко распространенное заблуждение в том, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути неверное совершенно. Указанное производителем значение минимальной освещенности нужно просто игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой всегда "забывают" написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов получилось такое значение. По этой же причине меньшее значение чувствительности никоим образом не означает лучшую по этому параметру видеокамеру. К сожалению, только съемка при плохом освещении и просмотр ее результата позволит понять и оценить качество съемки данной видеокамерой при пониженной освещенности.
Размер матрицы
Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой. Чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. В последнее время <хитрые> производители, понимая, что их будущий покупатель обращает внимание в основном на количество пикселей, не обращает внимание на уменьшение размера матрицы. И совершенно напрасно, между прочим. Понятно, что производитель при установке маленькой матрицы существенно экономит на одном из самых дорогостоящих компонентов камеры. Потребитель, т.е. мы с вами взамен получает очень неважную чувствительность при съемках с плохой освещенностью. А ведь в категорию таких съемок попадают практически все домашние съемки при электрическом освещении, съемки в сумерках, у костра на пикнике и т.п. Поэтому не следует приобретать камеру с размером матрицы менее ? дюйма, если выделенные на покупку камеры финансовые средства это позволяют. К сожалению, если до 2003 года можно было купить видеокамеру с матрицей 1/4 дюйма за $600, то сейчас это практически невозможно благодаря титаническим усилиям фирм-производителей по снижению себестоимости видеокамер. Сейчас только начиная с цены в $800, можно рассчитывать на видеокамеру с матрицей 1/4 или более.
Карты памяти
Возможность записи фотоснимков на специальные карты памяти сейчас стала очень модной и в рекламных компаниях некоторых известных фирм такая возможность ставится чуть ли не на первое место среди всех достоинств видеокамеры. Так ли это на самом деле? Правильный ответ на этот вопрос звучит так: если камеру предполагается использовать в связке с компьютером для монтажа видеофильмов, то только у видеокамер с ПЗС на 1 000 000 пикселей или более применение подобной карты памяти имеет смысл. Все видеокамеры с мегапиксельными ПЗС оснащены такими картами, иначе столь большое количество пикселей просто невозможно использовать. Во всех остальных случаях приобретение при прочих равных условиях камеры с поддержкой записи на такую карту памяти будет пустой тратой денег, так как на карту будут записываться фотографии с худшим, чем на ленте разрешением (как правило, это 640х480) и, соответственно, худшим качеством изображения.
Встроенные эффекты
Еще один из параметров видеокамеры, на который не стоит обращать внимание. Мало того, настоятельно рекомендуем забыть о существовании в видеокамере возможности наложения эффектов и никогда их не применять. Применение эффектов во время съемки отвлекает оператора и, самое главное, оно необратимо. Если при редактировании на компьютере вы можете посмотреть результат применения эффекта и изменить его или отменить совсем, то после эффектов от видеокамеры ничего уже изменить нельзя. Можно только удалить фрагмент вашей съемки.
Габариты и вес
Габариты и вес камеры в некоторых случаях очень важны - если камера рассчитана на съемки в походах, горах и т.п. Камеры с весом более 1 килограмма неудобны для использования в подобных условиях да и для обычной эксплуатации они тяжеловаты, особенно, если съемки будет делать женщина. Вес прямо пропорционален размеру, а с большой камерой неудобно ходить даже по экскурсиям, не говоря о горах и горных лыжах. Существует другая крайность - камеры сверхмалых габаритов и веса (до 450 грамм). Эти камеры очень удобны в переноске, их можно носить просто в обычных карманах или дамской сумочке, но за все надо платить - ряд подобных камер чрезвычайно неудобны в использовании. Например, на одной сверхмалой камере очень известной фирмы управление увеличением/приближением выполняется безымянным пальцем, а это приводит к таким огрехам при съемке, что смотреть результат потом приходится без всякого удовольствия. Кроме этого, сверхлегкие камеры слишком сильно "дрожат" в руке оператора и зачастую никакой стабилизатор этой ситуации не исправляет. Из-за малых размеров звуки от работы механики камеры, трения рук о ее корпус и т.п. легко записываются микрофоном камеры. Поэтому наиболее оптимальным весом для видеокамеры можно считать 600-800 грамм. Габариты подобных камер также соответствуют их весу и камеры с такими размерами достаточно удобны в эксплуатации.
Субъективные параметры:
Качество съемки
Самый важный параметр для любой видеокамеры, но, к сожалению, совершенно субъективный. Очень трудно определить качество съемки "на глаз". На сегодняшний день стоит обязательно воспользоваться тестами. Подобные тесты есть также и на ряде зарубежных сайтов. Хороший критерий качества - съемка и внимательное изучение результатов съемки прямо в магазине, где освещение обычно оставляет желать лучшего. Как правило, если видеокамера хорошо снимает при плохой освещенности, то она будет хорошо снимать и при нормальной освещенности. Единственное но - всегда следует сравнивать ту камеру, которую предполагается купить, с камерой, которая заведомо хорошо снимает в подобной обстановке. Иначе на неопытный взгляд начинающего любая камера покажется хорошей.
Удобство работы
Удобство работы является вторым по важности определяющим фактором после качества съемки, на который, к сожалению, обращают внимание только после начала эксплуатации видеокамеры. Какие факторы могут осложнить управление камерой и сделать фактически невозможными некоторые виды съемок? Это (например): Управление ручными режимами - фокусировкой, экспозицией, балансом белого и т.п. только через меню. Кнопка входа в меню находится под ЖКИ дисплеем с левой стороны камеры Вот типичный пример неудачной съемки камерой с таким управлением (подобных камер, к сожалению, очень много): вы стоите на берегу синего, синего моря, солнце светит на вас со стороны моря и вдруг вы видите заходящую на вас над морем красивую птицу (или не менее красивую девушку), причем объект съемки занимает незначительную часть кадра. Что делать - если снимать на автомате камеры, то очень хорошо получится только море, а желаемый объект съемки будет темным и неразличимым, так как автомат измерит экспозицию для основного (по площади) изображения. Понятно, что нужно перейти на ручную экспозицию, но для камеры с таким "удобным" управлением придется сделать следующее: Открыть ЖКИ монитор. При этом видоискатель автоматически выключится и изображение будет только на ЖКИ. Напоминаем, что светит солнце и изображение на ЖКИ будет весьма трудно разглядеть. Нажать кнопку вызова меню. С трудом разбирая меню на ЖКИ, найти управление экспозицией Начать изменять экспозицию Совершенно очевидно, что в 99% случаев птица уже улетит (девушка уйдет), не говоря уже о том, какие термины будут мысленно произноситься во время всех этих манипуляций. Поэтому совершенно ясно, что выбирая камеру, надо просто проделать операции быстрого перехода с автоматического на ручные режимы (в первую очередь это экспозиция и фокусировка) и посмотреть, насколько быстро это можно сделать при ЛЮБЫХ внешних помехах, таких, как яркий свет, например. Камера с прямым удобным доступом к ручным режимам позволяет установить экспозицию и/или фокус очень быстро и хорошие кадры потеряны не будут. Весьма затруднено управление видеокамерой через сенсорное меню на ЖКИ мониторе, так как его надо обязательно открывать и при ярком солнечном свете на нем все равно ничего не будет видно, чтобы там не писали фирмы-производители о якобы фантастической яркости их ЖКИ мониторов - соревнование с солнцем никакой ЖКИ монитор не выиграет. Также надо обязательно оценить удобство управления трансфокатором (приближением/ удалением). Он должен легко управляться указательным пальцем руки без дерганий и задержек.
Сопряжение с компьютером
По этому параметру сейчас все цифровые камеры приблизительно равноценны. Необходимо только проследить наличие входа по IEEE-1394 (DV in). Этот вход должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО, иначе монтаж и вывод результатов монтажа с высоким качеством будет крайне затруднен или даже невозможен.
Выводы:
Делая свой выбор, необходимо последовательно:
Выбрать ценовой диапазон поиска видеокамеры Постараться обнаружить тесты на качество съемки предполагаемых к покупке камер. Надо учитывать, что камеры одной и той же фирмы в одном и том же ценовом диапазоне (+- $100), как правило, практически одинаково снимают. Выбрав два-три варианта с приемлемым качеством съемки, лично оценить удобство применения. При выборе следует менее всего обращать внимания на формальные параметры, оценивая только результаты съемки. К сожалению, начиная с 2003 года все смешалось в этом мире и камера с 1 ПЗС может снимать намного лучше, чем камера с 3 ПЗС, что году в 2001 и представить было себе невозможно. [/b]Статистика: Добавлено nightAngel — Чт дек 22, 2005 3:03 pm
]]>